Пневмоклапаны последовательности
Пневмоклапан последовательности предназначен для контроля рабочего цикла по давлению (разности давлений) в пневматических системах управления путем выдачи пневматического сигнала при возрастании контролируемого давления (разности давлений) до заданной величины.
Пневмоклапаны последовательности применяют также для переключения пневматически управляемых узлов в системах в тех случаях, когда нельзя использовать для этой цели конечные выключатели (например, при переменной длине хода поршня).
На рисунке приведен пример конструкции активного клапана последовательности.
Чтобы избежать ложного сигнала до начала и в процессе движения поршня пневмоцилиндра, предусмотрен дифференциальный поршень 1, полости которого сообщаются с напорной (отверстие ЦН) и выхлопной (отверстие ЦВ) полостями пневмоцилиндра. Так как до начала движения и в процессе движения поршня пневмоцилиндра разность давлений в его полостях меньше, чем после окончания хода, дифференциальный поршень 1 надежно удерживается в верхнем положении пружиной 2, настраиваемой с помощью винта 3 , и давлением в выхлопной полости, действующим на большую площадь поршня 1.
После прихода поршня пневмоцилиндра в крайнее положение и его останова давление в напорной полости становится равным давлению в магистрали, а в выхлопной полости — атмосферному. Вследствие этого поршень 1, преодолевая действие пружины 2, перемещается вниз и через толкатель 4 перемещает клапан 5, тем самым соединяя его выход 0 с каналом питания П. На выходе образуется пневматический сигнал, который может использоваться либо для реверсирования этого же пневмоцилиндра, либо для управления работой других элементов схемы.
После реверсирования пневмоцилиндра поршень 1 под действием пружины 2 и разности давлений в полостях перемещается вверх, и выход сообщается с атмосферой через отверстие А .
Пневмоклапан последовательности пассивного типа изображен на рисунке (выше, б). В положении, показанном на рисунке, конический клапан 4 усилием пружины 1 прижат к седлу. Выходное отверстие Б сообщается с атмосферой через отверстие А. Когда усилие от давления сжатого воздуха, подведенного к каналу Г, на площадь конического клапана преодолеет усилие пружины 1, клапан оторвется от седла, и давление начнет действовать на большую площадь, так как выходу воздуха из полости В препятствует пружина 6 , прижимающая втулку 5 к поверхности клапана 3. Вследствие этого обеспечивается быстрый и четкий прижим уплотнения 2 к седлу, и отверстие Б отсекается от атмосферы. Под действием давления в полости В втулка опускается, и сжатый воздух проходит к отверстию Б. На рисунке справа показан пример схемы управления пневмоцилиндром с использованием пневмоклапанов последовательности.
Из справочника «Пневматические устройства и системы в машиностроении» под ред. Е.В.ГЕРЦ