Пневмоклапаны выдержки времени


Пневмоклапаны выдержки времени предназначены для изменения направления или пуска и остановки потока сжатого воздуха через заданный промежуток времени после подачи управляющего сигнала.

Пневмоклапаны выдержки времени

Современные конструкции пневмоклапанов выдержки времени содержат инерционное звено, состоящее из пневмоемкости и пневмодросселя, пневмоклапан последовательности и пневмораспределитель, встроенные в корпус. Имеются конструкции, в которых пневмоклапан последовательности или пневмораспределитель отсутствует. Инерционное звено позволяет регулировать темп изменения давления путем настройки проходного сечения дросселя или объема пневмоемкости.

Пневмоклапан последовательности по достижении заданного уровня давления в емкости формирует дискретный пневматический сигнал, который используется для переключения пневмораспределителя или как выходной сигнал устройства.

На рисунке представлен пневмоклапан выдержки времени конструкции ЗИЛа.

Пневмоклапан выдержки времени с регулируемой емкостью

Сигнал управления подается к отверстию А. Под действием давления сжатого воздуха дифференциальный золотник 2 пятилинейного пневмораспределителя перемещается вправо, изменяя направление проходящих через него потоков воздуха, что соответствует началу отсчета времени. Сжатый воздух проходит через отверстие малого диаметра в детали 1 и заполняет емкость Б. Так как площадь правого торца золотника 2 больше площади левого торца, возрастание давления в емкости Б приводит к переключению золотника в исходное положение и выдаче в систему сигнала об окончании времени выдержки. Время выдержки настраивается изменением объема емкости Б, определяемого положением поршня 3.

Пример конструкции пневмоклапана выдержки времени показан на рисунке внизу .

Пример конструкции пневмоклапана выдержки времени

Пневматический входной сигнал подастся к отверстию У, расположенному в плите 1, поступает в полость 6 и проходит по каналу Г к мембране 9. Под давлением сжатого воздуха мембрана 9 прижимается к седлу корпуса 8 и закрывает выход в атмосферу. Одновременно сжатый воздух через металлокерамический фильтр 4 и дроссель 7 поступает в надпоршневую полость в. В начальный момент давление под поршнем 6 превышает давление над ним вследствие потери давления на дросселе 7. При увеличении давления в полости в над поршнем до определенного значения поршень 6 начинает движение вниз. Как только клапан 12 отрывается от седла 11, подпоршневая полость сообщается с атмосферой, давление в ней резко падает, что обеспечивает быстрое перемещение поршня вниз. При этом связанный с поршнем 6 толкатель 10 закрывает выхлопной канал (центральное отверстие внутри толкателя 10) и перемещает клапан 2, открыв проход сжатому воздуху из отверстия П к отверстию 0.

Время от подачи входного сигнала до момента появления выходного сигнала является временем выдержки, которое определяется настройкой дросселя и объемом дополнительной емкости, подсоединяемой к отверстию D .

В нижнем положении вкладыш 5 отсекает подпоршневую полость от атмосферы, упираясь в седло 11. В этом положении пневмоклапан выдержки остается до момента снятия входного сигнала. При снятии входного сигнала мембрана 9 отжимается от седла корпуса и сообщает надпоршневую полость с атмосферой через отверстие А 1 . Под действием пружины 13 и остаточного давления в подпоршневой полости поршень 6 возвращается в исходное положение. Пружина 14 и давление возвращают клапан 2 в первоначальное положение и прижимают его к седлу 5. При этом отверстие 0 разобщается с отверстием П и сообщается с отверстием А.

Из справочника «Пневматические устройства и системы в машиностроении» под ред. Е.В.ГЕРЦ