Направляющая пневмоаппаратура (пневмораспределители)
Пневмораспределители клапанного типа
Рис. Двухпозиционный пневмораспределитель с тремя каналами, который может быть установлен в следящей системе.
Его принцип действия состоит в следующем. Подвижный клапан приводится в движение с помощью мембраны, на которую подается управляющий сигнал. Обратный ход выполняется под действием сжатой пружины (моностабилизированный пневмораспределитель). Следовательно, сам клапан перемещается из одного положения в другое, открывая или закрывая соответствующие отверстия для прохода воздуха через внутреннюю часть седел, на которые он садится.
Устройства клапанного типа особенно эффективны для пневмораспределителей с двумя или тремя каналами. Они позволяют осуществлять распределение без трения и, следовательно, не требуют смазки. Однако клапан очень чувствителен к величинам давления и рабочим сечениям. Поэтому он применяется лишь в схемах с одним устойчивым положением.
Пневмораспределители золотникового типа
В пневмораспределителях этого типа золотник перемещается перед отверстиями в корпусе. Соответствующие заплечины золотника открывают и закрывают эти отверстия, обеспечивая таким образом проход воздуха через образующиеся щели (рисунок ниже).
В пневмораспределителях с двумя устойчивыми положениями перемещение золотника происходит под действием разности давлений, возникающих на противоположных его концах. В отсутствие управляющего сигнала золотник уравновешивается перепускаемыми давлениями в коммутируемых сечениях (в противоположность клапану) и, следовательно, находится в неустойчивом случайном положении.
Устойчивость положения золотника в отсутствие управляющего сигнала может быть достигнута за счет сил трения в соединениях распределителя или же с помощью специальных фиксирующих устройств механического или магнитного типа.
Пневмораспределители других типов
Центральная деталь закреплена неподвижно, а две боковые могут свободно передвигаться. В
выключенном состоянии последние за счет пружины прижимаются к первой (рис. б).
Магнитное поле, созданное катушкой, намагничивает обе подвижные детали, в результате чего
они отталкиваются и создают проход для газа (или жидкости) (рис. а).